Сопоставительный анализ стихотворений С.Есенина «Пороша» со стихотворением А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

Сопоставительный анализ стихотворений С.Есенина «Пороша» со стихотворением А.С.Пушкина «Зимняя дорога».
На первый взгляд два разных поэта, но Есенин учился у А.С.Пушкина и конечно же он перенять и стиль и поэтику. Правдивое описание родной природы.
Начнем с названия. Пороша – это свежий слой выпавшего снега. Пороша обычно вьется по дороге – зимней дорге. И у Пушкина название Зимняя дорога.
В первой строфе стихотворения Пороша - зимний заснеженный лес, вьется дорога, по которой скачет всадник, большая заснеженная поляна, перелетают и каркают вороны. Картина реальная. И вот нарушает тишину леса: звоны под копытами, шум ворон .
Автор использует выразительные средства – аллитерацию.
У лирического героя настроение тихое, умиротворенное, он с интересом разглядывает пейзаж.
Во второй строфе настроение ЛГ меняется, становится сказочным. ЛГ восхищен. Лес – не простой, а “заколдован невидимкой”, “дремлет” “под сказку сна”. ЛГ любуется сказочной картиной.  При создании образа леса автор использует метафору, сравнение, олицетворение, повязался – суффикс – ся придает слову народнопоэтическую окраску. В третьей строфе ЛГ продолжает рассматривать сосну. Сравнивает её с человеком (“понагнулась, как старушка”). Ему сосна нравится, сосна – старушка, а не старуха. А слово “понагнулась” – ласковое, тёплое, это значит – наклонилась, клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе. Приставка по - из народной речи. Картина четвертой строфы интересна тем, что ЛГ доволен тем, что “скачет конь”, “простору много” вокруг, “валит снег”, а не просто идёт сильный снег. Любуется он и бесконечной дорогой, которая “убегает лентой вдаль”. Недаром же стихотворение называется “Пороша”. Приемы: олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение).Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности). Сравнения создают яркий сказочный образ, одухотворенность природы, выражение отношения ЛГ к природе. Стихотворение начинается и заканчивается образом дороги Разные люди ездят разными дорогами. Каждый находит что – то свое. И здесь много зависит от настроя человека на общение с природой, на открытость его сердца. Есенин, воспринимая так зимнюю дорогу, сумел очень живописно поделиться с нами своими впечатлениями.

Образ дороги в поэзии – символ жизненного пути. ЛГ молод, счастлив, находится в начале жизненного пути, поэтому в стихотворении – «бесконечная дорога», значит, длинная, несущая новые открытия)
Стихотворение написано хореем.
В 1824 году Пушкин, приехав в Михайловское, переживает острое, гнетущее чувство одиночества. После шумного, живого юга деревня кажется ему настоящей ссылкой. Пережив серьёзную ссору с отцом (осень 1824), Пушкин остаётся в имении со старой няней — и спасением от душевной пустоты для него становится творчество. Поэт переосмысляет ценности человека вообще и определяет свой идеал — обретение Дома, защищённости и внутреннего равновесия. Эта проблематика отражается в цикле стихотворений 1825–1826 («Зимний вечер», «Вакхическая песня», «Зимняя дорога») и позже — в «Бесах» (1830).
В своей скитальческой, полной поисков жизни Пушкину случалось много ездить. Путь свой он совершал на лошадях, в коляске или кибитке, в летний зной или зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика. Пушкин любил быть в дороге: можно вдоволь налюбоваться пейзажем родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, увидеть, как живёт народ, а главное, можно было спокойно думать свои думы. Особенно милы его душе были зимние пути.
Пушкин любил народную песню, т.к. они история человеческого сердца, русского сердца, душа народа. Русская песня – это раздумья народа о жизни. Пушкин любил русского человека, его душу.

Таблица сравнительного анализа этих стихотворений
Основания для сравнения художественных произведения
С.А.Есенин «Пороша»
А.С.Пушкин «Зимняя дорога»
Черты сходства
Тема произведений Преобладающее Настроение
Красота зимнего сказочного леса. Ощущение счастья ЛГ от общения с природой.
Зимний пейзаж. Одиночество, грусть путника, затерявшегося в снежных просторах.
Описание зимнего пейзажа
Образная система
«Серые вороны»
«Заколдован невидимкой…лес»
«Сосна… как старушка»
«Дятел на суку»
«Скачет конь»
«Валит снег и стелет шаль»
«Бесконечная дорога»
«Волнистые туманы»
«Луна…льет печально свет»
«Печальные поляны»
«По дороге зимней, скучной»
«Тройка борзая»
«Колокольчик однозвучный»
«Что-то…родное в долгих песнях ямщика…»
«Глушь и снег»
«Версты полосаты»
Снег, дорога
Образы лирических героев
Молод, счастлив, испытывает чувство восхищения от красоты зимнего леса, ждет от жизни новых открытий.
Одинокий грустный путник, утомленный скучной дорогой, печальным пейзажем. Слушает песни ямщика, размышляет о жизни.
ЛГ – путники, едущие по зимней дороге. Мировосприятие близко народному.
Изобразительные средства
Метафоры, сравнения, олицетворения, эпитет, аллитерация,
инверсии
Эпитеты, метафоры, олицетворение, ассонансы, инверсии
Метафоры, эпитеты, олицетворения
Размер
Хорей (наиболее удачный размер для передачи движения)
Хорей
Хорей
Идея произведений
Каждый человек в обычном пейзаже может увидеть сказку, если его сердце открыто миру, если он любит природу. Жизнь наполнена удивительными открытиями.
Путешествие по зимней дороге дает возможность остаться наедине с собой, поразмышлять о России, о ее пути, трудной судьбе
Размышления о жизни


Шаблон ответа (5 – 8 предложений)

Тема стихотворений С.А.Есенина «Пороша» и А.С.Пушкина «Зимняя дорога» … Есенин описывает…, Пушкин повествует о … . В образной системе стихотворений мало сходства, так как …, но в том и другом произведении главным становится образ дороги… . ЛГ стихотворений - … . Поэты использую изобразительные средства языка…, но олицетворений больше у … , потому что… . Стихи написаны одним стихотворным размером … , что помогает … . Идея произведений … .

Комментариев нет:

Отправить комментарий