Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был
полон сад»
Стихотворение
«Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это
один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено
молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря
стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи
Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о
высокой человеческой любви. Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и
возвышает, уводит во всеобщее – в большой человеческий мир. Стихотворение
«Сияла ночь…» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием.
Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком – и говорит
прекрасными, будто неведомыми словами. В лирических стихотворениях Фета незнакомое,
единственное и неповторимое событие ощущается как знакомое, как близкое тебе,
быть может, даже бывшее и с тобой.
Это ощущение и
составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого воздействия,
которое производит стихотворение на читателя. В стихотворении две основные темы
– любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета, можно сказать
даже, что большинство его стихов. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы эти
слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И
искусство – самое прекрасное. Стихотворение – о вдвойне прекрасном, о самой
полной красоте. Стихотворение написано шестистопным ямбом – одним из
излюбленных размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий
музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную
речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые
возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах – то здесь, то там,
как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате поэтический рассказ о
сильном и живом чувстве сам исполнен жизни.
Произведение это
и очень живописное, и очень музыкальное. Одно у Фета тесно связано с другим.
Музыкальность образа помогает ему быть живописным. Удивительно по яркой
выразительности и зримости, наглядности уже само начало стихотворения. Та
картина, которой открывается лирическая пьеса, ощутима чувствами и незабываема.
Живо видишь затемненную гостиницу и за ее окнами сад – полный ночной свежести,
лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную и поражающую
наше воображение, что о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато
говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…» За этим
образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из
него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и
косвенно. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас
увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт не говорил
нам об этом – и мы благодарны ему, что он совершил такое чудо: заставил нас
услышать, помог нам без прямых словесных обозначений. Фетовский образ
воздействует на читателя с помощью особого звучания слов. Его стихам особую
силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация,
внутреннее созвучие. Звуковые повторы присутствуют в стихотворении:
Сияла ночь.
Луной был полон сад.
Лежали
Лучи у наших ног…
Стихотворение
«Сияла ночь…», как и многие стихотворения Фета, отличается стройностью тона и
стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и
развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает
чувство. Такого рода стиховые композиции производят особенно сильное
впечатление. Стихи точно разгоняются, внутренне накаляются – и соответственно
накаляется, становится сильнее ответное читательское чувство. Стихи заражают
читателя с каждым новым словом и новой строфой все больше и больше. Слова в
фетовском стихотворении – движущиеся; движение слов и звуков происходит строго
в одном направлении – к лирическому итогу:
Что нет обид судьбы и сердца жгучей
муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие
звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над
тобой…
Последние четыре строки стиха – это
и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это
последняя и высшая точка лирического сюжета. И это – слава и прекрасному в
жизни, и прекрасному в искусстве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий