Интерпретация лирического произведения 10 класс Тарковский «Загадка с разгадкой»



II.Интерпретация лирического произведения  10 класс Тарковский «Загадка с разгадкой»
1.
Понимание и интерпретация произведения

1.1.
Настроение, преобладающее в тексте
Стихотворение – игра с читателем.
1.2.
Жанровая специфика
Стихотворение написано в русле легкой поэзии
1.3.
Мотивы, тематика, образность (ключевые образы, образы-символы, образный ряд в целом), хронотоп
Тема поэта и его творчества.
В образе кузнечика – обобщенный портрет творческой личности.
Инвариантом семантики образа является
анакреонтический миф о поэте – любимце богов и баловне судьбы.
Мифологический образ Хирона,  известного своим благородством, мудростью и трагической участью, на которого похож кузнечик.
Смычок как знак поэтического братства, принадлежности к "цеху поэтов", то есть символ, вызывающий устойчивую ассоциацию с аполлоническим типом творчества.
Кузнечик сохраняет «норовистый» смычок поэтов прошлого и передает его поэту-современнику, увековечивая связь времен.
Кузнечик — “насекомое конёк, кобылка, Gryllus, коник, прузик” — так говорится об этом существе в словаре Владимира Даля. Всем нам знакомый кузнечик мордочкой своей неуловимо напоминает коня, детскую деревянную лошадку. Его стрекотание часто называют музыкой, связывают с поэтическим творчеством, кузнечик наделяется пророческим даром.
Расшифровка аллюзивно-реминисцентного слоя стихотворения, содержащего "память литературного творчества".
1.4.
Композиционная структура
6 строф:  5 строф-вопросов – загадка, последняя строфа - разгадка. Незатейливые вопросы подчеркнуты анафорой «Кто?»
1.5.
Образ лирического героя
оптимистическое мирочувствие, уверенность в сакральности поэтического дара, личная независимость  лирического "я".
 Из горшочка (украинского глечика), протянутого чудесным кузнечиком, отпивает глоток ионийской воды лирический герой. Так выстраивается необычная родословная обычного лугового насекомого. Так в шутку и всерьёз определяет своё место в ряду поэтов разных времён поэт конца второго тысячелетия.
1.6.
Контекст литературной традиции
(для всех классов),
контекст культурно-исторической эпохи и/или контекст творчества писателя (для 9-11 классов)
Написано в период поэтической «оттепели»,  для Тарковского это время творческих командировок.
А. Тарковский вступает в диалог сразу с несколькими поэтами, причем разных историко-культурных эпох и направлений, о чем заявлено через сквозной для мировой литературы образ кузнечика (цикады) и культурный топос "ионийский".А. Тарковский перечисляет поэтов, когда-либо писавших о кузнечике – это Анакреонт, с именем которого связывают появление лирической миниатюры "К цикаде", затем Г. Державин и В. Хлебников
 Мотив цикады / кузнечика, имеющий в русской поэзии богатую и разветвленную историю, появляется благодаря переложениям акреонтической оды поэтами XVIII века. Существует множество русскоязычных вариаций . в тексте стихотворения явные отсылки к стихотворению «Кузнечик» Державина и  Велимира Хлебникова.
К образу кузнечика Тарковский обращался не раз в своем творчестве. (цикл «Степная дудка»), есть у него и стихотворение «Эвридика», в котором появляется строка « Загадка без разгадки:».
2.
Анализ элементов художественной формы

2.1.
На уровне лексического строя текста
Повтор (мой кузнечик, мой кузнечик, это прямая цитата из стихотворения Державина). Державину докука (устар.), храм  ультразвука (неолог.)
2.2.
На уровне поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия и др.)
Вопросно-ответная форма стихотворения, анафора. Радостная интонация. Песенность.
2.3.
На уровне изобразительных средств, необходимых для интерпретации текста (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, аллегория, символ и др.)
Сравнения (торчит, как треугольник)Эпитеты (каленый, норовистый смычок; золотой зубчатый лук; скачущий огонь; шатучий лопух), Метафора (храм ультразвука).  На самом деле все стихотворение – развернутая метафора.
2.4.
На уровне приёмов звукописи
Аллитерация и ассонанс
2.5.
На уровне стиховедческих категорий: размер, строфика, рифма
6 строф, перекрестная рифмовка, чередующийся  3-стопный и 4-стопный хорей с пиррихием. Строгая строфика, точная рифмовка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий