II.Интерпретация лирического произведения
10 класс Тарковский «Загадка с разгадкой»
1.
|
Понимание и интерпретация
произведения
|
|
1.1.
|
Настроение, преобладающее в тексте
|
Стихотворение –
игра с читателем.
|
1.2.
|
Жанровая специфика
|
Стихотворение
написано в русле легкой поэзии
|
1.3.
|
Мотивы, тематика, образность (ключевые
образы, образы-символы, образный ряд в целом), хронотоп
|
Тема поэта и его
творчества.
В образе кузнечика
– обобщенный портрет творческой личности.
Инвариантом семантики образа является
анакреонтический
миф о поэте – любимце богов и баловне судьбы.
Мифологический образ Хирона, известного своим благородством, мудростью и
трагической участью, на которого похож кузнечик.
Смычок как знак поэтического братства,
принадлежности к "цеху поэтов", то есть символ, вызывающий
устойчивую ассоциацию с аполлоническим типом творчества.
Кузнечик сохраняет «норовистый» смычок поэтов прошлого и передает его
поэту-современнику, увековечивая связь времен.
Кузнечик — “насекомое конёк, кобылка, Gryllus, коник, прузик” — так
говорится об этом существе в словаре Владимира Даля. Всем нам знакомый
кузнечик мордочкой своей неуловимо напоминает коня, детскую деревянную
лошадку. Его стрекотание часто называют музыкой, связывают с поэтическим
творчеством, кузнечик наделяется пророческим даром.
Расшифровка аллюзивно-реминисцентного слоя стихотворения, содержащего
"память литературного творчества".
|
1.4.
|
Композиционная структура
|
6 строф: 5 строф-вопросов – загадка, последняя
строфа - разгадка. Незатейливые вопросы подчеркнуты анафорой «Кто?»
|
1.5.
|
Образ лирического героя
|
оптимистическое мирочувствие, уверенность в
сакральности поэтического дара, личная независимость лирического "я".
Из
горшочка (украинского глечика), протянутого чудесным кузнечиком, отпивает
глоток ионийской воды лирический герой. Так выстраивается необычная
родословная обычного лугового насекомого. Так в шутку и всерьёз определяет
своё место в ряду поэтов разных времён поэт конца второго тысячелетия.
|
1.6.
|
Контекст литературной традиции
(для всех классов),
контекст культурно-исторической эпохи и/или
контекст творчества писателя (для 9-11
классов)
|
Написано в период
поэтической «оттепели», для
Тарковского это время творческих командировок.
А. Тарковский вступает в диалог сразу с несколькими поэтами, причем
разных историко-культурных эпох и направлений, о чем заявлено через сквозной
для мировой литературы образ кузнечика (цикады) и культурный топос
"ионийский".А. Тарковский перечисляет поэтов, когда-либо писавших о
кузнечике – это Анакреонт, с именем которого связывают появление лирической
миниатюры "К цикаде", затем Г. Державин и В. Хлебников
Мотив
цикады / кузнечика, имеющий в русской поэзии богатую и разветвленную историю,
появляется благодаря переложениям акреонтической оды поэтами XVIII века. Существует множество русскоязычных вариаций . в тексте стихотворения
явные отсылки к стихотворению «Кузнечик» Державина и Велимира Хлебникова.
К образу кузнечика
Тарковский обращался не раз в своем творчестве. (цикл «Степная дудка»), есть
у него и стихотворение «Эвридика», в котором появляется строка « Загадка без
разгадки:».
|
2.
|
Анализ элементов художественной формы
|
|
2.1.
|
На уровне лексического строя текста
|
Повтор (мой
кузнечик, мой кузнечик, это прямая цитата из стихотворения Державина).
Державину докука (устар.), храм
ультразвука (неолог.)
|
2.2.
|
На уровне поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические
вопросы, инверсия и др.)
|
Вопросно-ответная
форма стихотворения, анафора. Радостная интонация. Песенность.
|
2.3.
|
На уровне изобразительных средств,
необходимых для интерпретации текста (эпитет,
сравнение, метафора, метонимия, аллегория, символ и др.)
|
Сравнения (торчит,
как треугольник)Эпитеты (каленый, норовистый смычок; золотой зубчатый лук;
скачущий огонь; шатучий лопух), Метафора (храм ультразвука). На
самом деле все стихотворение – развернутая метафора.
|
2.4.
|
На уровне приёмов звукописи
|
Аллитерация и
ассонанс
|
2.5.
|
На уровне стиховедческих категорий: размер, строфика, рифма
|
6 строф,
перекрестная рифмовка, чередующийся
3-стопный и 4-стопный хорей с пиррихием. Строгая строфика, точная
рифмовка.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий