Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»



Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
1) История создания поэмы. В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерий­ских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусар­ский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Се­ле. В этот период и написана поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно тогда формируются взгляды по- эта на историческую судьбу России. М.Ю. Лермонтова интере­сует прошлое России как этап в развитии жизни страны.
Первой опубликованной поэмой Лермонтова стала «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837, напечатана в 1838-м). По меткому замечанию Белинского, Лермонтов предпочитал прошлое на­стоящему, поэтизировал его. Из грубой действительности про­шедшего, согласно Белинскому, Лермонтов вынес «вымышлен­ную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории». «Песня...» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство А.А. Краевского). Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится сви­детелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса иной эпохи. В «Песне...» отразились размышления Лермонтова о нравственных и поли­тических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человече­ской личности, в частности о судьбе и трагической дуэли Пуш­кина. Современники высоко оценили поэму. Декабрист Н.А.Бестужев писал брату П.А. Бестужеву 4 июля 1838 г. из Петровского завода: «Недавно прочли мы в приложении к «Ин­валиду» «Сказку о купеческом сыне Калашникове». Это пре­восходная маленькая поэма... вот так должно передавать народ­ность и её историю! Если тебе знаком и этот ... въ (подпись -анаграмма под «Песней...» в журнальной публикации) — объя­ви нам эту литературную тайну. Ещё просим сказать: кто и ка­кой Лермонтов написал «Бородинский бой»?» Белинский спра­ведливо отмечал, что «поэт вошёл в царство народности, как её полный властелин, и, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею...»
2) Особенности жанра произведения. Поэма — большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произве­дение с повествовательным или лирическим сюжетом, осно­ванное на сочетании повествовательной характеристики дей­ствующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя. Поэт называет свою поэму песней, так как он воспевает людей времен Ивана Грозного, с одной стороны, и показывает связь своего произ­ведения с фольклором, — с другой. Уже во вступлении прояв­ляется связь «Песни...» с фольклором; есть характерные вы­ражения для песни — «Ох ты гой еси...»
3) Историческая основа поэмы. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ка­лашникова» М.Ю. Лермонтова имеет историческую основу. Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Гроз­ного. Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой дра­гоценными камнями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный. Человек для своего времени ис­ключительной образованности, Иван IV мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Ев­ропу. Исторические условия не дали ему возможности это вы­полнить. Иван Грозный — лицо историческое.
От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории — время, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей. Три различных, но сильных и самобытных человека сталкиваются между собой. Этим столкновением определяется действие поэмы. Опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей. Калашников борется за справедли­вость и убивает Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Ка­лашникова за то, что он самовольно расправился с его любим­цем. Действие происходит в древней русской столице — Москве. Реалистический историзм «Песни...» заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал со­циальное противоречие того времени и дал характеры в их соци­альной обусловленности. «Песня...» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин). XVI век — один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана IV страна изменилась: почти в полтора раза
увеличилась её территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь, Русь упрочила своё политическое влияние в мире. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразова­ния, была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи. Мрачным было правление Ивана Грозного, мрачной была и его жизнь: Иван IV утопал в разврате, беспрерывно менял жён, в приступе ярости убил старшего сына, постоянно подозревал измену. В поэме Лермонтова не отражены эти факты, как и сведения о похищениях красивых жён знатных людей, которые поощрял Грозный. Исторический Грозный кон­фисковывал имущество казнённых, не заботился о благосостоя­нии их семей, как это происходит в «Песне...».
XVI век в изображении Лермонтова — высокое героиче­ское прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отри­цательного персонажа, ужасы опричнины остаются «за ка­дром». Вместе с тем достоверна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алёну Дмитриевну при его словах о происхождении из «славной семьи из Малютиной», нарушение царём своей клятвы помиловать победителя.
- Как пирует царь Иван Грозный? («во славу Божию, в удо­вольствие своё и веселие»)
- Как расположены гости за царским столом? (То за трапе­зой сидит во златом венце, / Сидит грозный Царь Иван Ва­сильевич. / Позади его стоят стольники, / Супротив его все бояре да князья, / По бокам его все опричники...) Что сви­детельствует о том, что такое расположение гостей за сто­лом у царя — давно заведенный порядок? 4) Основной конфликт поэмы. Конфликт — столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов; основа развития сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип   взаимодействия   между   образами   литературного (эпического  или  драматического)  произведения.   Конфликт определяет идейную направленность и композиционно орга­низует художественное произведение на всех уровнях, прида­вая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам. В поэме конфликт между удалым, благородным, независимым Калашниковым и кромешником, «лукавым рабом» царя Кирибеевичем, -  безус­ловно, прочитывается в контексте «лютого времени».
5) Характеристика героев поэмы.
Образ Ивана Грозного. Обобщенный образ Ивана IV соз­дан Лермонтовым в духе народной традиции — исторических песен об Иване Грозном - и отчасти «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В поэме личность Ивана Гроз­ного изображена неоднозначно: показано его величие и по­дозрительность, царский произвол, жестокость и великоду­шие. Это человек сильных страстей.
Образ Кирибеевича. Кирибеевич — опричник, который ставит собственные желания и интересы выше нравственных и моральных норм, чести и достоинства.
Как ведет себя Кирибеевич на пиру у Ивана Грозного? Почему? (Кирибеевич не веселится вместе со всеми, так как «в груди его была дума крепкая».) Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу? (Иван Грозный хочет лично сосватать полюбившуюся Ки­рибеевичу девушку.)
О чём умалчивает Кирибеевич за столом у царя? Какой нравственный закон он преступает? (Кирибеевич умалчи­вает царю о том, что Алёна Дмитриевна замужем.) Как ведет себя Кирибеевич на кулачном бою? Как данное поведение характеризует опричника? (Кирибеевич выхо­дит на кулачный бой ради забавы, потешить царя, излишне самоуверен в своих силах.)
Образ купца Калашникова. Героическое начало в поэме свя­зано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим каче­ствам к герою русского эпоса. Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотвержен­ность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю — таковы основные черты Калашникова как истинно на­родного героя. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как че­ловек, действующий во имя долга и чести. Поэтому в сцене по­единка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать («На раскрытых устах слово замерло»). Заключаю­щая «Песню...» картина «безымянной могилки», вызывающей сочувственный отклик народных масс, гусляров вдохновляю­щей на песню, придал подвигу Калашникова, почившего «за святую правду-матушку», народное значение. Носитель чести в «Песне...» -- московский купец Калашников, человек незави­симого,   свободного  сословия.   Жизненные   и   нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает: А зовут меня Степан Калашников, А я родился от честного отца, И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью тёмною, Не таился от свету небесного.
Калашников противопоставляет свою жизненную пози­цию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до последнева». Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым поч­тение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступни­честве: «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!» Степан Парамонович выступает здесь защит­ником рода, семьи— в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание «бусурманскому сыну», это и не страх «злых охульников»: Калашников наделён высоким моральным соз­нанием, чувством собственного достоинства. В эпоху бесче­стья и террора Калашников отстаивал честное имя и непри­косновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую память: Пройдёт стар человек — перекрестится, Пройдёт девица — пригорюнится. А пройдут гусляры — споют песенку. Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится на­родным героем.
Дайте  характеристику  купцу  Калашникову.  Какой  он? (Купец Калашников весь день на работе, в его семье царят домостроевские порядки: жена ждет мужа с работы, дети находятся под её присмотром. Калашников — верующий человек, живущий по общепринятым законам.) Почему, не застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою»? (Жена, не придя вовремя домой, нарушила раз и навсегда заведённый порядок.) Как отреагировал Калашников на произошедшее с женой? Как это его характеризует? (Калашников возмущён по­ступком Кирибеевича и вступается за честь своей жены и всей семьи, так как семья очень важна для купца.) Где «удалой купец» ищет помощи и поддержки в трудную минуту? Как этот факт его характеризует? (Купец Калаш­ников ищет помощи в своей семье и обращается к братьям.) -    Как ведет себя Калашников во время кулачного боя? Как такое поведение характеризует героя? (Калашников выхо­дит на кулачный бой, чтобы отстоять честь своей семьи, он кланяется сначала царю, потом «святым церквам», «а потом всему народу русскому».)
6) Художественные особенности поэмы. Поэма Лермонтова до сих пор является единственной в своём роде стилизацией фольклора в большой эпической форме, стих «Песни...» при­ближен к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы. Это была ге­роическая, гуслярная, застольная песня, которая соседствовала в творчестве Лермонтова с ангельскими «тихими песнями», юношескими «романсами» и стилизациями («Колокол стонет», «Не знаю, обманут ли был я», «Светлый призрак дней минувших»). Известный критик начала XIX века В.Г. Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его рус­ской жизни перенёсся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом сво­им, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широ­кий размет его чувства...»

Комментариев нет:

Отправить комментарий